акита-ину японская акита собака
Акита-ину (Японская акита) – большая, мощная, энергичная и бдительная собака с крепким костяком. Породу характеризует широкая голова в форме тупого треугольника, с глубокой мордой, маленькими глазами и вертикально стоячими ушами, направленными вперед и посаженными на уровне загривка. Большой, закрученный хвост, гармонирующий с широкой головой, также является отличительной чертой породы. С 1992 года в Японии к породе акита-ину относят собак только белого, рыжего, зонарного и палевого окраса с обязательным осветлением по низу. Темперамент живой, отзывчивый и чуткий, горделивый и смелый.
В прошлом все японские породы применялись для охоты на кабанов, оленей, медведей и других зверей.
В самой Японии акиту можно встретить в основном в районе ее происхождения, а также у любителей породы, которые относятся к аките не как к собаке компаньону, а как к произведению искусства. Дело в том, что собаки акита являются такой же неотъемлемой частью японской культуры, как поэзия хокку, чайная церемония или искусство икебаны. «Акита-ину» звучит для неискушенного уха как что-то экзотическое и непонятное. Акита-ину старейшая порода японских собак ( ину, или кен, – так в Японии называют собак). Акита-ину – порода, названная в честь префектуры Акита, расположенной на северо-западе острова Хонсю. Именно в этой гористой местности с довольно суровым климатом и стали разводить сильных, крупных собак с массивным «медвежьим» черепом и плотной шерстью. Сначала у этих собак было другое имя – их звали «одэт» (по названию одного из городов этой префектуры), но постепенно прижилось название Акита-ину, что буквально означает « собака из Акиты».
История этой самой крупной из японских пород насчитывает более чем 4000 лет. Глиняные фигурки ее были обнаружены в Японии, они относились к 2000 годам до н.э. Об этой породе сложено много легенд, считается, что она приносит счастье, а белый акита считается символом чистоты, священным акита. На очень высоком уровне было развито у японцев искусство охоты с собакой. Сохранились записи VI века о правилах воспитания, разведения и использования собак. В 557 году н.э. было создано охотничье общество. В то время японцы охотились с соколами. Охотничьи собаки – предки акита-ину – широко применялись в северо-западной части страны. Более 500 лет японцы ведут племенные книги своих собак, в то время как европейцы начали систематическую регистрацию племенного поголовья только во второй половине прошлого столетия. Племенная книга, называемая Кезуке – Чо, была заведена потому, что в XVI веке в Японию через Азию начали проникать европейские породы собак, которые могли погубить древнюю японскую породу. В племенной книге собак делили на рабочих собак сельской местности, домашних и завезенных из других стран.
Акит разводили при дворцах высокой знати. Как для всех прочих сторон своей жизни, японцы и здесь разработали сложнейшие церемонии – ритуал кормления собак и ухода за ними должен был тщательно и детально соблюдаться. Особое значение придавалось различным цветам поводков, обозначавшим ранг животного и статус владельца; каждая собака имела «своего» слугу, носившего специальную, определенным образом украшенную форму. Особый сложный и обширный словарь использовался для называния собак, обращения к ним и для беседы об их свойствах.
В 1800-х годах (период правления сегунов клана Токугава) собаки находились в основном на военной службе, а также в XVII и XVIII столетиях, когда в Японии стали популярны собачьи бои, акит стали использовать и для этих целей. Такое использование привело к культивации крупных и агрессивных собак, причем породу скрещивали с бойцовой японской собакой тосо-ину с острова Сикоку. В 1909 году в Японии запретили собачьи бои. Однако постепенно в 1915- 1916 годы бои снова стали проводить, и акита конкурировали с тосой. Также этих собак скрещивали, назвав их потомков «каирье-кен» – «лучшие собаки» и «син-акита» – «новая акита». Такие собаки очень ценились вплоть до 1920 года. Приблизительно в 1915 году существовало два типа Акиты: со стоячими ушами и хвостом, свернутым в кольцо на спине, и с полустоячими и даже висячими ушами и с морщинами на лбу. Настоящие японские собаки к этому времени сохранились лишь в отдаленных селениях, где они по-прежнему были нужны для охоты и охраны.
Так как с 1862 года страна была открыта для иностранцев, постепенно всем аборигенным японским породам стало грозить исчезновение. В 1920-е годы японцы всерьез обеспокоились по поводу метизации своих собак с иноземными породами. При поддержке правительства специалист по японским породам Хирошихо Саито с одобрения доктора Ватанабе (члена ассоциации по охране природных памятников) основал в 1928 году Общество по сохранению аборигенных японских пород – НИППО. После того, как министерство образования причислило японских собак к памятникам природы. Дело их сохранения значительно сдвинулось с места. Сигейи Изуми – мэр города Одэт и профессор Ватасе организовали специальный питомник и поставили перед собой цель очистить, восстановить и сохранить породу. Это им удалось. НИППО начало регистрацию собак в племенной книге в 1932 году и организовало в этом же году первую выставку. А в 1936году, когда порода акита-ину была внесена наряду с шестью другими японскими породами (хоккайдо-ину, коши-но-ину, кай-ину, кисю-ину, сикоку-ину и сиба-ину) в перечень национального достояния страны, сохранение породы стало считаться делом государственной важности. Охотничьи качества акита были восстановлены.
Акита приобрела статус своеобразного символа нации: в 1934 году в Токио близ железнодорожной станции Сибуя был поставлен памятник Хачико – знаменитому любимцу профессора Токийского университета Эйсабуро Уэно. Хачико, верный друг профессора, ежедневно провожал его на станцию и встречал там после работы. Но хозяин скончался в университете, и пес не дождался его, хотя провел на станции несколько часов до полуночи. Собака вернулась домой, но на следующий день в обычное время ушла на станцию и ждала там до определенного часа. Это повторялось на протяжении 9 лет, до гибели животного – с 1925 по 1934год. На пожертвования почитателей верности Хачико и любителей собак соорудили памятник, и теперь Хачико уже никогда не уходит со станции Сибуя. Чемпионов породы изображают на почтовых марках, и даже существует специальный закон, по которому в случае потери хозяина всем чемпионам – акита обеспечивается уход до самой их смерти за счет государства.
Долгие годы из-за того, что Акита были национальным достоянием Японии, их не разрешали вывозить из страны. Исключением из этого строго соблюдавшегося правила было несколько случаев, когда королевская семья дарила щенков акита выдающимся деятелям других стран. Считалось, что обладание акитой приносит долголетие, здоровье и счастье ее хозяину (недаром до сих пор существует обычай дарить маленькие статуэтки акиты при рождении ребенка и открытки с его изображением, если в семье кто-то заболел). Разумеется, современный мир стал уже слишком мал для любых строгих запретов: предметы обихода, национальные блюда, изобретения и собаки быстро «обживают» даже самые отдаленные уголки планеты. Произошло это и с акитой.
Переломным моментом в истории породы стало окончание второй мировой войны, когда собаки этой редкой породы стали объектом контрабандного промысла – собак стали вывозить нелегально и без соблюдения должных условий транспортировки. В результате многие собаки гибли, что подтолкнуло японское правительство к снятию запрета на вывоз собак.
Первая послевоенная выставка была проведена в 1949году. Японский кеннел-клуб признал акита в 1948году, а в1963году, после вступления в FCI , предоставил стандарт породы. Постепенно национальные породы японских собак стали известны за пределами родины, а в настоящее время популярны во всем мире.
По материалам сайта http://hondo.e-dog.ru/.
Свежие комментарии